Главная

Коллекторы заглянули в будущее

'КоллекторыВ Москве прошла ежегодная конференция <!--agency_begin-->Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств (НАПКА)<!--agency_end--> «Государство и взыскатель: взгляд в будущее», собравшая более 100 экспертов коллекторского и банковского рынков из 60-ти компаний. Руководитель проекта Коллекторы.ру Алексей Большаков, принявший участие в конференции, оценил ее как лучшее, за последнее время, отраслевое мероприятие, собравшее как интересных спикеров, так и актуальные темы для откровенного разговора. Важной и необходимой конференция признавалась и её участниками. Одна из участниц конференции, директор крупного регионального коллекторского агентства, так, в кулуарах, определила свое отношение к происходящему: «Такие профессиональные мероприятия важны тем, что позволяют определить место, где находимся мы, и куда движется весь коллекторский рынок. Не расходятся ли у нас векторы движения?».

Коллекторский рынок: как самочувствие?

Президент НАПКА Александр Морозов, открывавший конференцию, задал бодрый тон работе её участников. «Нам повезло! Мы находимся в правильном месте в правильное время» - оптимистично начал он свое выступление. И для такого оптимизма явно были поводы: наблюдается рост кредитного рынка, потенциал роста которого в ближайшие 2-3 года оценивается в 4-5 раз. А раз растет кредитный рынок, («старший брат» коллекторского рынка, как охарактеризовал его господин Морозов), то подтягивается и вся кредитная инфраструктура, частью которой являются и коллекторские агентства.
Отличительной чертой последнего времени, по замечанию Александра Морозова, является качественный рост коллекторских агентств. Качественный, потому, что количественного роста не происходит: новых игроков на коллекторском рынке не появляется, но существующие, тем не менее, вкладывают значительные средства в собственное обновление. «И вообще», - заключает господин Морозов, «коллекторство – это низкомаржинальный, скучный и высокотехнологичный бизнес».

Цели развития коллекторского рынка на ближайшую перспективу, заданные президентом НАПКА Александром Морозовым, явились структурными вехами всего продолжившегося мероприятия: первое, это законодательное оформление коллекторской отрасли, доработка и принятие закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности». Второе – саморегулирование коллекторской отрасли. И третье по очереди, но равноценное по значению, улучшение имиджа отрасли. «В этом направлении сделано пока мало», признал господин Морозов.

Вице-президент НАПКА, генеральный директор <!--agency_begin-->«Секвойя Кредит Консолидейшн»<!--agency_end--> Елена Докучаева развила тему законодательного обеспечения коллекторской деятельности. Последняя версия законопроекта, представленная общественности разработчиками, не устраивает коллекторский бизнес, признает госпожа Докучаева. «Из законопроекта пропали несколько важных пунктов, которые могут негативно повлиять на коллекторский рынок» - отметила Елена Докучаева. «Например, стало невозможно получать денежные средства в оплату долга на счета взыскателя, получать информацию о должнике из государственных органов, реструктуризировать долг». Кроме этого, в законопроект включены положения, которые напрямую повлияют на деятельность не только коллекторских агентств, но и банков, например, право должника отказаться от личного общения со взыскателем.

Выступление следующего спикера конференции заметно сгустило краски и заставило коллекторов трезво оценить ситуацию на российском банковском рынке, являющемся частью глобального финансового рынка. Исполнительный вице-президент РСПП, сопредседатель Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности Александр Мурычев ситуацию в экономике оценил так: «капитализм зашел в тупик» и вот от чего: ставка компаний только на прибыль, без учета социальной политики приводит к дисбаланс экономики и к глобальному экономическому кризису. Не однозначна ситуация и в российском банковском секторе. В 2011 году зафиксирована огромная прибыль банков, но за счет чего? Это роспуск банковских резервов, уменьшение роста кредитования корпоративного сектора, но увеличение кредитования физических лиц. Причем совершенно не понятны основания для роста кредитования частного сектора: налицо стагнирующая доходность и, даже, снижение реальных доходов граждан. Просроченная задолженность, при этом, растет стремительнее, чем само кредитование. Причем самыми не защищенными остаются именно граждане, т.к. крупные российские корпорации, по результатам опроса, проведенного РСПП, не берут кредиты в России на срок более 1 года. Берут за рубежом. Там – дешевле.

Александр Мурычев признает, объем просроченной задолженности растет и работы коллекторам хватит. При этом, назрело создание культуры общения между должником и заемщиком. «Мы заинтересованы в принятии коллекторского закона, но нужна совместная работа по законопроекту. Мы должны убеждать, выступать консолидированно и много работать». Для успешной работы коллекторов у них есть все необходимое, обнадеживает господин Мурычев: ресурс НАПКА, поддержка РСПП и банковского сообщества.

Первую секцию конференции закрывал председатель отраслевого отделения коллекторских агентств Деловая Россия Александр Федоров. Накануне, он проводил деловую встречу с директором Федеральной службы судебных приставов России Артуром Парфенчиковым, поэтому имел самую актуальную и интересную информацию о способах взаимодействия профессиональных взыскателей с судебными приставами. Для начала, господин Федоров цифрами обозначил текущее положение коллекторов и судебных приставов: в ФСПП работает более 75 тыс. сотрудников, включая обслуживающий персонал, а коллекторов насчитывается не более 25 тыс., включая штатных взыскателей банков. При этом, на 1 января текущего года подлежит взысканию службой более 2 млрд. рублей, тогда как у банков на взыскании находится около 1 млрд. рублей задолженности. Половина суммы, находящейся на взыскании у судебных приставов, как отмечает господин Федоров, «бесхозна», ну а во взыскании второй половины могут вполне принять участие и коллекторы. Формы такого совместного участия разнообразны: это и помощь коллегам-приставам, ведь материально-техническое обеспечение службы вызывает нарекания у взыскателей, и участие коллекторов в консультационных общественных советах при ФССП в регионах и центре. «Какие бы проблемы не возникали у ФССП, честно говоря, работать они стали лучше, даже по сравнению с двух-трех летним периодом» - заключил Александр Федоров.

Этика взыскания - зона повышенного внимания в работе профессионального взыскателя

Пожалуй, самая сложная и тонкая для обсуждения на конференции тема этики в коллекторском бизнесе была блестяще раскрыта заместителем генерального директора «Секвойя Кредит Консолидейшн» Алексеем Козыревым. Этика и прибыль. Прибыль и этика. Как соблюсти баланс интересов должника и взыскателя? Этика мешает максимизировать прибыль – это сложно отрицать. И в погоне за прибылью многие готовы поступиться этическими принципами, в том числе, и коллекторы. За примерами далеко ходить не надо. У большинства заемщиков, и это широко признано экспертным сообществом, низкий уровень финансового образования, при этом, у коллекторов может возникать желание в запугивании должников, не обладающих необходимыми знаниями, что нельзя назвать этичным. Или, например, этика «полевого» взыскания. У каждого сотрудника коллекторского агентства есть цель – увеличить объем взыскания. От этого, в частности, зависит и его финансовое положение: премия и прибыль. Помнит ли он об этике, общаясь с должником в такой ситуации?

Вообще, работать неэтично неэффективно, считает Алексей Козырев. «Затраты коллекторского агентства на поддержание платежей по платежным планам ниже, если с должником установлен качественный контакт» - отмечает он. «Как Вы думаете, какой процент контактов с должниками теряется при первых неэтичных переговорах? По нашей статистике, у лучших коллекторов должники после первого контакта не пропадают» - заключает господин Козырев.

Проблему неэтичного отношения коллекторов в своем бизнесе Алексей Козырев предлагает решать следующим образом: «Представьте, что банк – это поставщик материала, а клиентом коллектора является должник. Тогда все становится на свои места. Предложить должнику решение его проблемы – вот продукт, который коллектор продает должнику. Продайте должнику желание избавиться от долгов» - заключает Алексей Козырев.

Тему взаимоотношений коллекторов с должниками продолжил старший вице-президент <!--agency_begin-->Национальной службы взыскания<!--agency_end--> Сергей Шпетер. В своем докладе он раскрыл специфику работы с жалобами должников, для чего в компании даже создан специальный отдел. Ежемесячно, по статистике НСВ, в компанию поступает 15-20 жалоб и это при 250-300 тыс. выставляемых счетов, т.е. около 0,1%. В течение 3 дней проводиться служебное расследование по жалобе, готовится и направляется ответ заявителю, что отслеживается сотрудниками PR-отдела компании. «Безусловно, если мы не правы и жалоба правомерна мы извиняемся перед должником» - говорит Сергей Шпетер.

Коллекторы и СРО. Саморегулирование деятельности по взысканию просроченной задолженности

Планы по принятию закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» заставляют коллекторов по-новому взглянуть на организацию собственной деятельности и побуждают изменять её опережающими темпами. Это стало ясно по итогам третьей сессии конференции НАПКА. Генеральный директор <!--agency_begin-->«SRG Collection»<!--agency_end--> Надежда Бабичева сделала прогноз изменений на коллекторском ранке после принятия соответствующего закона: количество профессиональных взыскателей сократится и им придется объединяться в саморегулируемые организации. Вот только в добровольные или обязательные СРО для коллекторов пока не понятно – закон не принят и необходимая норма не утверждена. Однако, работа по созданию СРО на базе НАПКА уже ведется: члены ассоциации хотят быть готовы к тому моменту, когда требование о саморегулировании отрасли станет обязательным. Очевидно, такая готовность может дать заметные конкурентные преимущества коллекторской СРО, ведь на рынке, по мнению Надежды Бабичевой, возникнет не одна саморегулируемая организация, а, как минимум, 4-5. И каждой придется конкурировать с другими за привлечение членов.

Проблем при создании и дальнейшем функционировании коллекторских СРО будет масса. И об этом уже предупреждают опытные участники саморегулируемых организаций в других сферах бизнеса: арбитражном управлении и оценки. Президент НП «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» Наталья Коцюба в СРО уже более 10-ти лет и ей не понаслышке известны проблемы саморегулирования своей отрасли: конфликты интересов, низкая профессиональная подготовка некоторых членов СРО, растущий объем жалоб и страховых рисков: Все это предстоит пройти и коллекторам.

Руководитель <!--agency_begin-->ИНБГ-Право<!--agency_end--> Антонина Безрук была объективна в своем видении проблемы формирования региональных СРО профессиональных взыскателей. «Разве мы найдем в регионе хотя бы 25 местных коллекторских агентств, готовых вступить в СРО? Наверное, нет. Значит, нужно формировать межрегиональные СРО» - считает она.

Очевидно, что без решения вопросов, которые поставили перед собой сами коллекторы, не возможно дальнейшее цивилизованное развитие в России рынка коллекторских услуг. И решать эти вопросы суждено не кому нибудь, а членам НАПКА, объединяющей основные силы, знания и профессиональный потенциал коллекторства.

«А вообще, коллекторов скоро не будет», - поделился в кулуарах конференции президент НАПКА Александр Морозов, - «мне никогда этот термин не нравился. Останутся только профессиональные взыскатели».
Рекомендуем также
Комментарии
kant
опыт, приобретенный СРО арбитражных управляющих, весьма существенный и не учитывать его сродни преступлению. за этот опыт уважаемой г-же Коцюба большое почтение!
однако, саморегулированию коллекторской отрасли предстоит пройти свой путь. в том числе потому, что новые коллекторские агентства не открываются, а существующие вкладывают немалые усилия в улучшение качества проводимой работы и повышение имиджа профессиональных взыскателей.
обусловлено это необходимостью снятия избыточной социальной напряженности вокруг отрасли и необходимостью регламентирования непринятых правовых норм, связанных с урегулированием финансовых споров.
    • winkwinkedsmileam
      belayfeelfellowlaughing
      lollovenorecourse
      requestsadtonguewassat
      cryingwhatbullyangry
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив