Главная

В январе 2017 г. в НАПКА обратилось около 60 граждан с жалобами

В январе 2017 г. в НАПКА обратилось около 60 граждан с жалобами
В январе 2017 года НАПКА получила 401 обращение граждан через сервис «Добро пожаловаться» на сайте Ассоциации. Это почти в 2 раза выше, чем год назад – в январе 2016 г. Ассоциация получила 216 обращений. Однако несколько ниже, чем в предыдущие месяцы – октябрь, ноябрь и декабрь 2016.

Подготовка нового закона 230-ФЗ «О защите прав физлиц при взыскании» и вступление его в силу вызвало всплеск обращений граждан, в связи с широким общественным резонансом деятельности коллекторских агентств и активным обсуждением норм и правил взаимодействия с должниками. Пик обращений пришелся на март 2016 г. (внесение законопроекта в Госдуму), июль (принятие закона) и ноябрь-декабрь (подготовка к вступлению закона в силу). Показатели января тоже оказались высокими – общественное внимание к работе взыскателей не ослабевает.

Более 90% обращений носят технический и правовой характер, лишь 7% обращений можно отнести к категории hard-жалоб (угрозы, грубое общение, порча имущества и т.д.), и их доля продолжает снижаться (в среднем, по итогам 2016 г. он составил 11%). Подавляющее большинство hard-жалоб относится к компаниям, не входящим в НАПКА – в основном МФО и коллекторским агентствам.

И именно в январе 2017 доля правовых обращений резко увеличилась, что продолжает тренд последних трех месяцев. Если обычно в среднем их доля составляет около 25%, то в январе обращения этой категории составили 43% от общего количества, направленных через сайт Ассоциации. Ранее в эту категорию попадали просьбы заемщиков о получении документов, подтверждающих правомочность обращений к ним коллекторских агентств, а также просьбы о правовых разъяснениях по вопросам применения законодательства. С января 2017 года Контрольный комитет НАПКА ввел в этой категории новые подкатегории, связанные с нарушениями новых требований, появившихся вместе с 230-ФЗ.

Теперь из 172 обращений, попавших в правовую категорию, около 35% относятся к новой подкатегории – нарушения количества звонков, предусмотренных 230-ФЗ и звонки коллекторских агентств, не вошедших в госреестр. Остальные по-прежнему связаны с просьбами предоставить подтверждающие полномочия взыскателей документы (выписки из договоров цессии и агентирования) – около 40%, утверждения о том, что коллекторская деятельность в принципе незаконна и просьбы о консультации в связи с этим (доля этих обращений резко сократилась) – около 15%, еще около 10% обратившихся граждан утверждают, что уже оплачивают свой долг через судебных приставов или подали на банкротство.

По словам председателя Контрольного комитета НАПКА, генерального директора «АктивБизнесКоллекшн» Дмитрия Теплицкого, обращений граждан во все инстанции по поводу деятельности коллекторских агентств в 2017 году станет еще больше. Принятие нового закона 230-ФЗ «О защите прав физлиц при взыскании» только подстегнет рост количества обращений. Чем сильнее зарегулирован рынок, чем больше на нем правил и норм, тем больше поводов для контроля со стороны общественности и потребителей за их соблюдением.

«Эту ситуацию не надо драматизировать, надо создавать реально работающие отраслевые механизмы, такие как сервис «Добро пожаловаться» в НАПКА, для урегулирования основной массы конфликтных вопросов еще до обращения граждан в суды и органы власти. Как показывает опыт зарубежного рынка, тех стран, где коллекторская деятельность давно регулируется законодательством, активность жалоб потребителей на коллекторов там гораздо выше.

Например, американское ведомство Consumer Financial Protection Bureau, которое занимается регулированием и надзором в том числе и на коллекторском рынке, только за декабрь 2016 г. получило 6,7 тысяч обращений, связанных с взысканием долгов. Нам до этого показателя еще далеко. Учитывая, что коллекторский рынок взаимодействует с 9 млн. российских должников и зачастую – с членами их семей, родственниками и коллегами, статистика обращений довольно скромна», - отмечает он.
Рекомендуем также
Добавить комментарий
    • winkwinkedsmileam
      belayfeelfellowlaughing
      lollovenorecourse
      requestsadtonguewassat
      cryingwhatbullyangry
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив