Министерство юстиции не против поработать с коллекторскими агентствами
Министерство юстиции Российской Федерации вынесло на общественное обсуждение Государственную программу Российской Федерации "Юстиция", в которой отдельное внимание уделено вопросам правового регулирования рынка коллекторских услуг. Прежде всего, Министерство юстиции относит неурегулированность рынка коллекторских услуг к структурным проблемам в сфере исполнения судебных актов.
"К настоящему времени в Российской Федерации сформировался рынок услуг по взысканию задолженности, оказываемых взыскателям частными лицами (второй вид коллекторских услуг, указанный выше). В ряде секторов (в том числе в секторе взыскания банковской задолженности) услуги так называемых коллекторских организаций являются альтернативой судебным приставам. В связи с указанным рядом экспертов ставится вопрос о законодательном закреплении специального статуса коллектора (коллекторского агентства), предусматривающего объединение коллекторов в саморегулируемые организации (по типу СРО арбитражных управляющих), наличие требований по допуску в профессию, установление системы ограничений при осуществлении коллекторской деятельности, обязательное страхование ответственности и так далее" - отмечается в тексте госпрограммы. "Одновременно, коллекторам предоставляется ряд квазипубличных полномочий по взысканию задолженности, которыми в настоящее время обладают судебные приставы (получение информации о должнике из государственных информационных ресурсов, применение принуждения к должнику и так далее)".
Исходя из этого, Министерство юстиции делает вывод о формировании параллельной ФССП России структуры, осуществляющей взыскание задолженности по исполнительным документам и считает такие действия необоснованными.
"В настоящее время" - отмечает Минюст - " стоит задача не по формированию альтернативы службе судебным приставам, а по созданию условий для привлечения в систему исполнения судебных актов негосударственных субъектов, которые действуют во взаимодействии с судебными приставами и взыскателями. Также, необходимо расширить возможности взыскателя по осуществлению взыскания самостоятельно либо с привлечением иных лиц на стадии до предъявления исполнительного документа в подразделение судебных приставов".
После предъявления исполнительного документа в подразделение судебных приставов и возбуждения исполнительного производства Минюст предлагает отводить коллекторам роль посредника между взыскателем и приставом оставляя ему право консультирования взыскателя по вопросам исполнения, профессионального посредничества в отношениях с судебными приставами, предоставления судебному приставу информации, необходимой для взыскания, а также содействия медиативным процедурам между сторонами исполнительного производства.
Между тем, Министерство юстиции считает необходимым принятие закона, формализующего права и обязанности взыскателей, должников и коллекторов. Так, по мнению Минюста, в этом законе могли быть установлены субъекты коллекторской деятельности, обязательства коллектора по соблюдению законодательства Российской Федерации при сборе, обработке, использовании и распространении информации, запрет на использование коллектором незаконных методов при взыскании долгов.
"Правовое регулирование коллекторской деятельности должно быть направлено не на создание параллельных квазигосударственных структур, подменяющих собой органы государственной власти и являющихся потенциальным фактором для развития коррупции и злоупотреблений, а на защиту прав и законных интересов взыскателя и должника, поощрение добровольного исполнения и экономию репрессии" - заключает Министерство юстиции.
Совсем неожиданным реверансом Министерства юстиции в сторону коллекторских агентств является предложение о фактическом выкупе у ФССП небольших долгов с целью их дальнейшего профессионального взыскания. "Перспективным является создание правовых и экономических предпосылок для формирования в Российской Федерации полноценного рынка финансовых услуг по приобретению и реструктуризации просроченной задолженности, подлежащей взысканию в исполнительном производстве" - отмечает Минюст. "Концентрация мелких долгов в руках «профессионального» взыскателя значительно разгрузит ФССП России, повысит эффективность работы судебных приставов. В ряде стран Европы (например, Финляндия) значительное количество взыскателей в исполнительном производстве составляют именно коллекторские организации (оказывающие первый вид коллекторских услуг, указанный выше)".
"К настоящему времени в Российской Федерации сформировался рынок услуг по взысканию задолженности, оказываемых взыскателям частными лицами (второй вид коллекторских услуг, указанный выше). В ряде секторов (в том числе в секторе взыскания банковской задолженности) услуги так называемых коллекторских организаций являются альтернативой судебным приставам. В связи с указанным рядом экспертов ставится вопрос о законодательном закреплении специального статуса коллектора (коллекторского агентства), предусматривающего объединение коллекторов в саморегулируемые организации (по типу СРО арбитражных управляющих), наличие требований по допуску в профессию, установление системы ограничений при осуществлении коллекторской деятельности, обязательное страхование ответственности и так далее" - отмечается в тексте госпрограммы. "Одновременно, коллекторам предоставляется ряд квазипубличных полномочий по взысканию задолженности, которыми в настоящее время обладают судебные приставы (получение информации о должнике из государственных информационных ресурсов, применение принуждения к должнику и так далее)".
Исходя из этого, Министерство юстиции делает вывод о формировании параллельной ФССП России структуры, осуществляющей взыскание задолженности по исполнительным документам и считает такие действия необоснованными.
"В настоящее время" - отмечает Минюст - " стоит задача не по формированию альтернативы службе судебным приставам, а по созданию условий для привлечения в систему исполнения судебных актов негосударственных субъектов, которые действуют во взаимодействии с судебными приставами и взыскателями. Также, необходимо расширить возможности взыскателя по осуществлению взыскания самостоятельно либо с привлечением иных лиц на стадии до предъявления исполнительного документа в подразделение судебных приставов".
После предъявления исполнительного документа в подразделение судебных приставов и возбуждения исполнительного производства Минюст предлагает отводить коллекторам роль посредника между взыскателем и приставом оставляя ему право консультирования взыскателя по вопросам исполнения, профессионального посредничества в отношениях с судебными приставами, предоставления судебному приставу информации, необходимой для взыскания, а также содействия медиативным процедурам между сторонами исполнительного производства.
Между тем, Министерство юстиции считает необходимым принятие закона, формализующего права и обязанности взыскателей, должников и коллекторов. Так, по мнению Минюста, в этом законе могли быть установлены субъекты коллекторской деятельности, обязательства коллектора по соблюдению законодательства Российской Федерации при сборе, обработке, использовании и распространении информации, запрет на использование коллектором незаконных методов при взыскании долгов.
"Правовое регулирование коллекторской деятельности должно быть направлено не на создание параллельных квазигосударственных структур, подменяющих собой органы государственной власти и являющихся потенциальным фактором для развития коррупции и злоупотреблений, а на защиту прав и законных интересов взыскателя и должника, поощрение добровольного исполнения и экономию репрессии" - заключает Министерство юстиции.
Совсем неожиданным реверансом Министерства юстиции в сторону коллекторских агентств является предложение о фактическом выкупе у ФССП небольших долгов с целью их дальнейшего профессионального взыскания. "Перспективным является создание правовых и экономических предпосылок для формирования в Российской Федерации полноценного рынка финансовых услуг по приобретению и реструктуризации просроченной задолженности, подлежащей взысканию в исполнительном производстве" - отмечает Минюст. "Концентрация мелких долгов в руках «профессионального» взыскателя значительно разгрузит ФССП России, повысит эффективность работы судебных приставов. В ряде стран Европы (например, Финляндия) значительное количество взыскателей в исполнительном производстве составляют именно коллекторские организации (оказывающие первый вид коллекторских услуг, указанный выше)".
Комментарии