Главная / Сопровождение исполнительного производства / Возврат долгов физических лиц

Министерство юстиции не против поработать с коллекторскими агентствами

Министерство юстиции Российской Федерации вынесло на общественное обсуждение Государственную программу Российской Федерации "Юстиция", в которой отдельное внимание уделено вопросам правового регулирования рынка коллекторских услуг. Прежде всего, Министерство юстиции относит неурегулированность рынка коллекторских услуг к структурным проблемам в сфере исполнения судебных актов.

"К настоящему времени в Российской Федерации сформировался рынок услуг по взысканию задолженности, оказываемых взыскателям частными лицами (второй вид коллекторских услуг, указанный выше). В ряде секторов (в том числе в секторе взыскания банковской задолженности) услуги так называемых коллекторских организаций являются альтернативой судебным приставам. В связи с указанным рядом экспертов ставится вопрос о законодательном закреплении специального статуса коллектора (коллекторского агентства), предусматривающего объединение коллекторов в саморегулируемые организации (по типу СРО арбитражных управляющих), наличие требований по допуску в профессию, установление системы ограничений при осуществлении коллекторской деятельности, обязательное страхование ответственности и так далее" - отмечается в тексте госпрограммы. "Одновременно, коллекторам предоставляется ряд квазипубличных полномочий по взысканию задолженности, которыми в настоящее время обладают судебные приставы (получение информации о должнике из государственных информационных ресурсов, применение принуждения к должнику и так далее)".

Исходя из этого, Министерство юстиции делает вывод о формировании параллельной ФССП России структуры, осуществляющей взыскание задолженности по исполнительным документам и считает такие действия необоснованными.

"В настоящее время" - отмечает Минюст - " стоит задача не по формированию альтернативы службе судебным приставам, а по созданию условий для привлечения в систему исполнения судебных актов негосударственных субъектов, которые действуют во взаимодействии с судебными приставами и взыскателями. Также, необходимо расширить возможности взыскателя по осуществлению взыскания самостоятельно либо с привлечением иных лиц на стадии до предъявления исполнительного документа в подразделение судебных приставов".

После предъявления исполнительного документа в подразделение судебных приставов и возбуждения исполнительного производства Минюст предлагает отводить коллекторам роль посредника между взыскателем и приставом оставляя ему право консультирования взыскателя по вопросам исполнения, профессионального посредничества в отношениях с судебными приставами, предоставления судебному приставу информации, необходимой для взыскания, а также содействия медиативным процедурам между сторонами исполнительного производства.

Между тем, Министерство юстиции считает необходимым принятие закона, формализующего права и обязанности взыскателей, должников и коллекторов. Так, по мнению Минюста, в этом законе могли быть установлены субъекты коллекторской деятельности, обязательства коллектора по соблюдению законодательства Российской Федерации при сборе, обработке, использовании и распространении информации, запрет на использование коллектором незаконных методов при взыскании долгов.

"Правовое регулирование коллекторской деятельности должно быть направлено не на создание параллельных квазигосударственных структур, подменяющих собой органы государственной власти и являющихся потенциальным фактором для развития коррупции и злоупотреблений, а на защиту прав и законных интересов взыскателя и должника, поощрение добровольного исполнения и экономию репрессии" - заключает Министерство юстиции.

Совсем неожиданным реверансом Министерства юстиции в сторону коллекторских агентств является предложение о фактическом выкупе у ФССП небольших долгов с целью их дальнейшего профессионального взыскания. "Перспективным является создание правовых и экономических предпосылок для формирования в Российской Федерации полноценного рынка финансовых услуг по приобретению и реструктуризации просроченной задолженности, подлежащей взысканию в исполнительном производстве" - отмечает Минюст. "Концентрация мелких долгов в руках «профессионального» взыскателя значительно разгрузит ФССП России, повысит эффективность работы судебных приставов. В ряде стран Европы (например, Финляндия) значительное количество взыскателей в исполнительном производстве составляют именно коллекторские организации (оказывающие первый вид коллекторских услуг, указанный выше)".
Рекомендуем также
Комментарии
kant
очевидно, что МинЮст делает шаги в сторону института Медиации.
также очевидно то, что МинЮст отстаивает статус ФССП как эффективной службы и не очень желует другой эффективный институт, институт Коллекторства, особенно если профессиональным взыскателям после принятия Закона предоставят "ряд квазипубличных полномочий".
Возможно, некоторые участники коллекторского рынка за проведенное ими время конвеерной работы злоупотребили и методами убеждения Должника, и названиями своих компаний, схожих с названиями Государственных служб и ведомств. Нежелательно использовать Государственный ресурс и его "бренды" в коммерческих целях, особенно, в ущерб интересам простых Российских граждан, пускай и должников. Необходимо Коллекторскому Сообществу создать свой бренд, который будет узнаваемым и уважаемым. Если Коллекторское Сообщество не сможет самоорганизоваться в современных правовых условиях - его организует Государство. Предложение выкупа Коллекторами у ФССП небольших долгов - для отвода глаз от основной темы, не говоря уже о действительной разгрузке ФССП России и повышения эффективности службы. Можно предположить, что МинЮст устроило бы такое положение дел, при котором коллекторы будут заниматься только досудебным взысканием, и взысканием мелких долгов по исполнительным листам.
Может получиться и так, что те же коллекторы, которые исчерпали всеобщий ресурс доверия, сменят вывеску услуг с "коллекторские" на "медиаторские", не поменяв сути. Некоторые коллекторы, в нарушение ФЗ "О рекламе" и ФЗ "О Медиации", уже начинают этим злоупотреблять. Так можно разрушить репутацию и подорвать доверие еще одного института, института Медиации.
Пора уже, чтобы СРО Коллекторов действительно были, эффективно работали и неотвратимо наказывали нарушителей. Надзор (контроль) за деятельностью СРО Коллекторов можно было бы поручить тому же Министерству Юстиции РФ, получив тем самым полноценного союзника.
Необходимо отстаивать институт Коллекторства, в том числе его права на стадии исполнительного производства. Кредитор, обладая гражданскими правами на территории РФ, должен сам решать: обращаться ли ему за помощью по урегулированию дебиторской задолженности к сторонним организациям или нет. Аргументы есть:
- существующие коррупционные факторы и возможная коррумпированность сотрудников ФССП,
- недостаточная эффективность исполнительного производства ввиду большой загруженности сотрудников службы,
- недостаточная эффективность ФССП в вопросах корпоративных долгов,
- многочисленные пробелы в нормативно-правовом регулировании исполнительного производства.
    • winkwinkedsmileam
      belayfeelfellowlaughing
      lollovenorecourse
      requestsadtonguewassat
      cryingwhatbullyangry
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив